В Феодосии в апреле месяце откроется реставрационно-выставочный центр подводной археологии.


Инициатором данного проекта выступает Рескомитет совместно с Черноморским центром подводных исследований. Центр станет уникальным учреждением на территории Украины.

Открытие центра планируют на территории памятника архитектуры Дача Стамболи в Феодосии. Здесь можно будет не только посмотреть уникальные артефакты, но и увидеть сам процесс их реставрации. Реставрация будет, проводится там же в лаборатории, которая будет открыта для всех желающих.

Какой же самый большой клад, найденный в Крыму после 2000  года? Самым большим кладом считается клад, найденный в пещерном городе Чуфут-Кале в 2002 году (общий вес почти 5 кг) и в Феодосии на горе Тепе Оба -6 кг монет 17 века найденный в 2007 году.

На дне моря найдено много ценных объектов, которые еще будут исследованы.

Самые ценные подводные объекты:

1. «Форосский» корабль. Приблизительно 11-13 века. Предположительно класс корабляитальянская галера. На 70% сохранен. Лежит на глубине 130 м.

2. «Гриновский» корабль. Парусник 18-19 века. Генеральный груз в трюмахмрамор, предназначавшийся для строительства дворца. Лежит на глубине 139 м.

3. Теплоход «Ленин». Братская могила. Официальное количество погибших – 900 человек. Затонул в 1941 году всего за 10 минут. Возможная причина крушенияподрыв на плавучей мине. Лежит на глубине 97 м.

4. Немецкий транспортный корабль «Санта Фэ». Затонул в результате подрыва на мине в 1943 году. Вез более 3 тыс. тонн вооружения. 3 пушки похитили «черные» дайверы. Лежит на глубине 21 м.

5. Немецкий транспортный корабль «Волго-Дон» («Wolgo-Don»). Затонул в 1943 году. 80% сохранности. В трюме среди прочего кассеты с авиабомбами, автомобиль и мотоцикл. Лежит на глубине 25-30 м.

6. Болгарский транспорт «Варна». Затонул в 1943 году в результате торпедной атаки с советской подлодки. Вез боеприпасы. На 50% сохранен. Лежит на глубине 50 метров.

7. «Цесаревич Алексей». Транспортный корабль российского императорского флота. Затонул в 1916 г. от подрыва на мине. Генеральным грузом было 1120 тонн сахара для Кавказской Армии. Лежит на глубине 47 м.

8. Российский транспорт «Ростов». Атакован немецкой подлодкой в 1918 году. Сохранились два паровых котла. Лежит на глубине 19 м.

9. Грузовой теплоход ЧФ «Жан Жорес». На 70% сохранен. В трюмах масса вещей, остались даже бутылки из-под шампанскогопраздновали Новый 1942 год. Затоплен 16 января 1942 г. после атаки немцев. Лежит на глубине 15 м.

10. «Святой Александр». Один из самых крупных линейных кораблей ЧФ Российской империи. Затонул в 1786 году, налетев на подводные камни. Лежит на глубине 6 м.

11. «Агнес Блейки». Английский двухмачтовый бар. Возможно, назван в честь реального человека – Agnes Blaiki, жены мэра г. Абердина Томаса Блейки. Корабль богат на находки и стал объектом грабежа для «черных» дайверов. Лежит на глубине 86 м.

12. Эсминец «Дзержинский». В 1942 году подорвался на мине. Погибло 158 членов экипажа и 110 военных. Лежит на глубине 120 м.

13. Минный тральщик «Дооб». Затонул в 1942 г., подорвавшись на мине. Лежит на глубине 26 м.

14. Транспорт «Игнатий Прохоров». Затонул в 1922 году. На 70% сохранен. Обнаружена табличка с годом строительства (1886 г. в Англии), судовой журнал. Лежит на глубине 90 м.

15. Броненосец «Екатерина Вторая». Толщина брони доходила до 4 м. Затоплен в 1908 г. На 80% сохранен. Лежит на глубине 139 м.

16. Минный заградитель «Прут». Экипаж корабля присоединился к восстанию на броненосце «Потемкин» в 1905 г. В 1914 году, пересекшись с немецко-турецким крейсером, капитан принял решение затопить корабль. Лежит на глубине 110 м.

17. Немецкий транспорт «Тотила» (Totila). Название – в честь восточно-готского короля. Затонул в 1944 г. после бомбардировки советскими самолетами. Официально погибли 500 солдат Вермахта. Лежит на глубине 97 м.

Все они, кроме «гриновского» (по нему еще предстоит оформить документацию), будут защищены постановлением Кабмина о присвоении статуса охранных историко-археологических территорий


вернуться назад