В Феодосии в апреле месяце откроется реставрационно-выставочный центр подводной археологии.
Инициатором данного проекта выступает Рескомитет совместно с Черноморским центром подводных исследований. Центр станет уникальным учреждением на территории Украины.
Открытие центра планируют на территории памятника архитектуры Дача Стамболи в Феодосии. Здесь можно будет не только посмотреть уникальные артефакты, но и увидеть сам процесс их реставрации. Реставрация будет, проводится там же в лаборатории, которая будет открыта для всех желающих.
Какой же самый большой клад, найденный в Крыму после 2000 года? Самым большим кладом считается клад, найденный в пещерном городе Чуфут-Кале в 2002 году (общий вес почти 5 кг) и в Феодосии на горе Тепе Оба -6 кг монет 17 века найденный в 2007 году.
На дне моря найдено много ценных объектов, которые еще будут исследованы.
Самые ценные подводные объекты:
1. «Форосский» корабль. Приблизительно 11-13 века. Предположительно класс корабля – итальянская галера. На 70% сохранен. Лежит на глубине 130 м.
2. «Гриновский» корабль. Парусник 18-19 века. Генеральный груз в трюмах – мрамор, предназначавшийся для строительства дворца. Лежит на глубине 139 м.
3. Теплоход «Ленин». Братская могила. Официальное количество погибших – 900 человек. Затонул в 1941 году всего за 10 минут. Возможная причина крушения – подрыв на плавучей мине. Лежит на глубине 97 м.
4. Немецкий транспортный корабль «Санта Фэ». Затонул в результате подрыва на мине в 1943 году. Вез более 3 тыс. тонн вооружения. 3 пушки похитили «черные» дайверы. Лежит на глубине 21 м.
5. Немецкий транспортный корабль «Волго-Дон» («Wolgo-Don»). Затонул в 1943 году. 80% сохранности. В трюме среди прочего кассеты с авиабомбами, автомобиль и мотоцикл. Лежит на глубине 25-30 м.
6. Болгарский транспорт «Варна». Затонул в 1943 году в результате торпедной атаки с советской подлодки. Вез боеприпасы. На 50% сохранен. Лежит на глубине 50 метров.
7. «Цесаревич Алексей». Транспортный корабль российского императорского флота. Затонул в 1916 г. от подрыва на мине. Генеральным грузом было 1120 тонн сахара для Кавказской Армии. Лежит на глубине 47 м.
8. Российский транспорт «Ростов». Атакован немецкой подлодкой в 1918 году. Сохранились два паровых котла. Лежит на глубине 19 м.
9. Грузовой теплоход ЧФ «Жан Жорес». На 70% сохранен. В трюмах масса вещей, остались даже бутылки из-под шампанского – праздновали Новый 1942 год. Затоплен 16 января 1942 г. после атаки немцев. Лежит на глубине 15 м.
10. «Святой Александр». Один из самых крупных линейных кораблей ЧФ Российской империи. Затонул в 1786 году, налетев на подводные камни. Лежит на глубине 6 м.
11. «Агнес Блейки». Английский двухмачтовый бар. Возможно, назван в честь реального человека – Agnes Blaiki, жены мэра г. Абердина Томаса Блейки. Корабль богат на находки и стал объектом грабежа для «черных» дайверов. Лежит на глубине 86 м.
12. Эсминец «Дзержинский». В 1942 году подорвался на мине. Погибло 158 членов экипажа и 110 военных. Лежит на глубине 120 м.
13. Минный тральщик «Дооб». Затонул в 1942 г., подорвавшись на мине. Лежит на глубине 26 м.
14. Транспорт «Игнатий Прохоров». Затонул в 1922 году. На 70% сохранен. Обнаружена табличка с годом строительства (1886 г. в Англии), судовой журнал. Лежит на глубине 90 м.
15. Броненосец «Екатерина Вторая». Толщина брони доходила до 4 м. Затоплен в 1908 г. На 80% сохранен. Лежит на глубине 139 м.
16. Минный заградитель «Прут». Экипаж корабля присоединился к восстанию на броненосце «Потемкин» в 1905 г. В 1914 году, пересекшись с немецко-турецким крейсером, капитан принял решение затопить корабль. Лежит на глубине 110 м.
17. Немецкий транспорт «Тотила» (Totila). Название – в честь восточно-готского короля. Затонул в 1944 г. после бомбардировки советскими самолетами. Официально погибли 500 солдат Вермахта. Лежит на глубине 97 м.
Все они, кроме «гриновского» (по нему еще предстоит оформить документацию), будут защищены постановлением Кабмина о присвоении статуса охранных историко-археологических территорий
вернуться назад